В последний вечер уходящего года дети собираются у родительского очага, чтобы вместе за щедрым угощением проводить старый и встретить новый год. К новогоднему столу готовят крестец жирного барана, бууз (манты), молочные и мучные блюда. Монгольское новогоднее застолье - целый ритуал, такой же древний, как и традиция отмечать Цагаан Сар. В битуун принято есть досыта. Застолье имело свои особенности. Старики располагались в северной части жилища, где обычно усаживают самых почётных гостей. Мужчины помоложе - на правой стороне, женщины - на левой.
В битүүн, до того когда вся семья соберется за столом на поздний ужин, весь дом должен блестеть, как стёклышко, на столе должны быть барашек, варёное мясо, варёный сладкий рис с изюмом и маслом, молочные продукты и Ул боов (приготовленные в жиру рассыпчатые продолговатые печатные пряники). Они укладываются на большую тарелку в три, пять или в девять слоев.
Для монголов цифра "девять" имеет глубокий символический смысл, ассоциируется с 99-ю небесами, девятью пожеланиями и девятью драгоценностями, поэтому 9-тислойный Ул боов ставится во время важных государственных церемоний. Пожилые и старые люди укладывают пряники в семь слоев. Если в семье жив один из стариков, особенно дедушка, то надо уложить в пять. Эта цифра символизирует пять цветов и пять видов почитаемых блюд. Молодая же пара имеет трёхслойный Ул боов, так как "три" означает начало всего сущего. Уложенные пряники сверху украшаются сладостями, кусочками сахара, пенок и монгольского жёлтого масла. Согласно обычаю, каждый должен наесться досыта всех перечисленных кушаний.
После того, как на небе появятся звёзды, зажигают благовония и делают крепкий чай. Первую чашу этого чая посвящают четырём сторонам света, вторую преподносят хозяину и только потом остальным членам семьи. Хозяин делает один глоток и девять раз прикасается к крестцу барашка, тем самым, разрешая хозяйке подать чай, старикам и уважаемым людям в первую очередь. После этой церемонии хозяин начинает отрезать по кусочку от крестца, после чего раздаёт присутствующим. Затем в строгой последовательности на стол кладутся перечисленные кушанья. По обычаю, крепкие напитки могут выпить только люди старше сорока лет.
Праздник монголы начинают отмечать не в полночь, а рано утром, от 3-х до 6-и часов в первый день нового года. В первый день Цагаан сара, нового года по лунному календарю все встают рано утром, одеваются во всё новое и начинают традиционные обряды. Самым первым приветствуют солнце, смотрят на его восход. Затем, желая себе здоровья и счастья в приходящем году, все члены семьи выходят из дому сделать первые шаги /оставить следы/. В каком направлении нужно идти, указывают астрологи по году рождения данного человека и наступающему году.*Даю ссылку для тех, кому хочется узнать - живи он в Монголии, куда надо это сделать рано утром, т.е., начать шагать в сторону "фортуны" (хийморийн зүг) с тем, чтобы вернуться в исходную точку со стороны "блага" (буян хишгийн зүг).
http://asiarussia.ru/news/15327/
Только после этого все начинают приветствовать друг друга, сначала старших в семье, затем соседей.
В это утро хозяйка предлагает первую чашу богам. Затем они навещают старших по возрасту родственников, выполняя при этом обряд "золгох", при котором младший по возрасту протягивает руки ладонями вверх и поддерживает под локти старшего, а тот в свою очередь кладет протянутые руки ладонями вниз. В этом своеобразном жесте приветствия выражается уважение страшим и обещание помощи и поддержки в случае необходимости. В Цагаан сар все младшие члены семьи должны поздравлять старших членов первыми. Муж и жена не совершают этот ритуал друг с другом. "Золгох" – это самой главный ритуал Белого месяца. У монголов существует поверье: чем больше гостей посетит дом или юрту в первый день Нового года для приветствия "золгох", тем счастливее будет наступивший год. Обряд совершается, как правило в национальной одежде, причём у мужчин на голове должен быть головной убор.
Приветствуют сначала самого старшего, который сидит в северной части юрты. Ему, или ей преподносят хадак с молоком. Чашку с молоком ставят на ладонь правой руки. Этот ритуал называется "золголт". При приветствии говорят "Сар шинэдээ сайхан шинэлж байна уу? (хорошо ли встречаете новый год?), или "Амар байна уу?" (как здоровье?). При приветствии те, кто младше, протягивают обе руки ладонью вверх и поддерживают локоть старшего, который также протягивает руки вперед, но ладонью вниз. При этом старший целует в обе щеки младшего, а может просто прикоснуться щекой к щеке. По традиции, муж и жена не совершают этот ритуал друг с другом, ибо их считают единым целым. Таким образом, члены семьи выказывают уважение и любовь друг к другу. Люди также желают: "Будь счастлив в новом году, не зная страданий и ненависти".
Когда все обряды закончены и все члены семьи поздравили друг друга принято ходить в гости, обмениваться поздравлениями и подарками, пировать. Молодые собираются к своим родителям или к самому старшему из родственников, приветствуют их и поздравляют с праздником. При встрече младшие по возрасту первыми протягивают руки старшим и приветствует их уважительным обращением "Амар сайн байна уу?" (Здоровы ли Вы?). Всех, кто приезжает в этот день, хозяева угощают буузми, айраг-ом (кумысом) и архи (молочной водкой). Старожилы в этот день говорят о том, каким был прошедший и каким будет предстоящий, Новый год.
После церемонии приветствия, которая совершается в доме самого старшего, гостей приглашают за стол. Когда все родные и близкие родственники собираются вместе, то это имеет очень большое значение для молодых людей. Они ближе узнают свою родню и чувствуют ответственность за честь своего рода. Монгольское застолье - целый ритуал, такой же древний, как и традиция отмечать Цагаан Сар.
Все рассаживаются по кругу, начинается чаепитие. Праздничное застолье начинается с бараньего крестца, который хозяин дома передает тонкими кусочками строго по правилам. Угостив гостей чаем, хозяйка дома приносит буузы. Тот, кому попадется бууз с монетой, считается самым счастливым человеком года. По традиции, гости сначала отведают рис с изюмом, а затем принимаются за мясо. Чем обильнее будет новогодний стол, тем благополучнее будет наступивший год. Считается хорошей приметой, если в гэр-е будут гости. Каждый гость, выпивая вино, должен высказать пожелание счастья хозяину. На столе в большом ассортименте выставляют продукты, изготовленные из молока: сыр "бяслаг", сушеный творог "аарул", простокваша "тараг", пенки "урюм", молочная водка "архи", кумыс "айраг" и др.
После угощения и в дополнение к ним, хозяева преподносят небольшие подарки гостям. Старшему преподносят хадак в знак глубокого уважения, желая ему долгой жизни и крепкого здоровья. Хадак для монголов - это самый лучший подарок. Хадаки бывают разными, как по длине, цвету и узорам. Хадак, который называют Аюуш имеет изображения людей, дают самым уважаемым людям, родителям или самому старшему. Сложенный хадак с поклоном подают открытой стороной к принимающему. Получивший хадак, тоже почтительно кланяется и аккуратно сложив его, хранит у себя. Хадак является символической вершиной духовного и материального богатства. И с давних пор существует обычай хранить пятицветные хадаки, как добрый знак благополучия и спокойствия. Синий хадак - цвета синего неба - это знак согласия и спокойствия. Зелёный - символ размножения, урожайности. Красный - символ огня - знак сохранности и безопасности очага. Жёлтый - отводит всё плохое и является знаком возвышения в должности, профессионального роста, знаний и распространения буддийской философии. Белый - цвета материнского молока, олицетворяет ясную мудрость Будды и благие деяния, щедрость. Белый цвет в Монголии является символом добра, счастья, благополучия, честности, чистоты. Детям дарят сладости и игрушки. Обычно гостям дают подарки светлого цвета, дарить одну вещь не положено.