Всё же есть некоторые детали, которые меня огорчают - несмотря на достаточно высокий уровень медицины, оставленный Монголии в наследие Советским Союзом, отношение к уже построенным и функционирующим предприятиям, медицинским и другим учреждениям после ухода советской власти, оказалось не на высоте ...
Буддийский монах проходит мимо заброшенной советской больницы в Улан-Баторе. Буддизм вновь стал одним из аспектов национальной самоидентификации монголов после исчезновения влияния СССР, хотя содержание этого здания в порядке никакой религии не повредило бы. Живёт же остальной город с домами, выстроенными при СССР.
Жилые кварталы Улан-Батора после дождя.
Ну, не привыкли они ещё к мусоропроводу ...
Одно из самых красивых зданий Монголии - Blue Sky Tower.
Последний раз редактировалось Вик С.; 24.12.2014 в 21:18.
Хамбын-обо в Монголии – место массовых казней буддийских монахов красными революционерами.
В 1930-х–1940-х гг. по личным указаниям И.В. Сталина буддизм в Монголии был разгромлен. Монахов частью арестовали, частью перевели в мирское состояние. Уже в 1933 г. во время личной встречи с монгольскими руководителями, прибывшими в Москву, Сталин посоветовал, по примеру борьбы с православными храмами, развернуть борьбу против "ламства".
В 1934 г. IX съезд МНРП решил усилить репрессии против религии. Имущество монастырей арестовывалось и объявлялось государственной собственностью. То, что не имело хозяйственной ценности, сжигалось: книги, тханки, картины, рукоделие, резные изделия, скульптуры. Так было уничтожено огромное количество религиозных книг и других предметов культа. Кое-что удалось сохранить, но это была лишь небольшая часть. Советские ученые, работавшие в МНР в 1940-х гг., рассказывали об огромном количестве ксилографических книг, кучами сваленных в ящиках в коридорах некоторых научных учреждений Улан-Батора.
Монголия – страна с низкой численностью населения. Согласно последним статистическим данным, людские потери от репрессий 1928–1952 гг. составили около 37 тыс. человек, из них 27720 расстреляно. В общей сложности репрессиям подверглось 5% населения страны, или 10,9% мужской части населения. В частности, было репрессировано 17 тыс. буддийских монахов, из них 14 тыс. расстреляно. Ничего подобного не было в период абсолютной монархии в Монголии во главе с Богдо-гэгэном Джебцзундамба-хутухтой VIII. Председателем монгольской ЧК, выносившей приговоры по всем обвинениям был Х. Чойбалсан. Именно он был главным проводником репрессий 1930-х – 1940-х гг.
В России и Монголии достоянием гласности становятся новые находки, проливающие свет на то, как уничтожали религию. Правда, в последнее время и здесь появилась тенденция к замалчиванию преступлений коммунизма и к его героизации. Впрочем, история неизбежно расставляет всё по своим местам ...
Большинство захоронений жертв репрессий остаются неизвестными. Но иногда на них натыкаются при земляных работах. Первая такая находка была сделана вскоре после краха социализма – в 1990-х гг. в Хубсугульском аймаке на севере страны.
В 2000-х гг. было вскрыто массовое захоронение казнённых буддийских монахов у горы Хамбын-обо (монг.: Хамбын овоо) недалеко от проспекта Мира (Энх Тайвны өргөн чөлөө), у микрорайона 1 района Сонгинохайрхан города Улан-Батор. К тому времени это была уже третья находка подобного рода в Монголии, причем вначале компетентные органы на сообщения о находках человеческих костей отвечали, что в данном месте казней не было зарегистрировано, и сваливали вину на китайских оккупантов или барона Унгерна. Однако, потом пришлось признать правду: людей убивали красные в конце 1930-х гг., когда Монголия переживала период "больших репрессий", импортированных из СССР.
Захоронение у Хамбын-обо нашли случайно. В 2000 г. на севере 1-го микрорайона недалеко от места, где была свалка, началось строительство в связи с расширением города. В земле стали находить человеческие кости – чем дальше, тем больше. Г. Пурэвбату, главе школы буддийской иконописи при главном монастыре Монголии – Гандантэгченлин, поручили ознакомиться с ситуацией. В апреле 2003 г. под его руководством начались большие раскопки.
Итоги своей работы он опубликовал в сборнике, посвященном изучению репрессий в отношении буддийского духовенства в Монголии. Он сообщил, что была найдена братская могила, состоявшая из девяти частей. Из них собрали два полных самосвала человеческих костей, в том числе 380 черепов. По предположению Пурэвбата, судя по составу фрагментов, это были останки в общей сложности 575 человек. Предполагается, что убитых было больше – с учётом того, что кости там находили уже три года, и не все они сохранились.
Кости казнённых (фото в Мемориальном музее жертв политических репрессий, г. Улан-Батор).
Пурэвбат писал, что среди костей были многочисленные обрывки одежды, религиозные предметы, жёлтые шапки и остатки монгольских халатов (дээл) жёлтого или красного цветов (которые носили ламы), кушаки, жёлтые шёлковые рубашки, деревянные чашки, многочисленные голенища традиционных монгольских сапог. Некоторые рубашки были с вышивкой золотыми нитками – то есть принадлежали не простым людям. Помимо этих одежд был найден один солдатский китель. Встречались фарфоровые и фаянсовые чашки, на дне которых стояли советские клейма, а также эмалированные тазы с серпом и молотом на дне, изготовленные примерно в 1930-е гг.
Кости казнённых (фото в Мемориальном музее жертв политических репрессий, г. Улан-Батор).
По оценкам судебных медиков, убитые были люди примерно от 30 лет до беззубых стариков. Медики установили, что большинство черепов имели пулевые отверстия диаметром 0,5 – 0,8 мм от выстрелов из двух видов оружия. В большинстве случаев стреляли в затылок, но встречались разбитые черепа; некоторые берцовые кости были сломаны. Судя по черепам в Мемориальном музее политических репрессий в Улан-Баторе, пулевые отверстия имеются также в теменной и лобной частях. Кроме того, некоторые черепа вместо пулевых отверстий или наряду с ними имеют проломы, нанесенные тяжелыми предметами. Значит, часть людей убивали (или добивали) ударами по голове.
Черепа казнённых. Мемориальный музей жертв политических репрессий, г. Улан-Батор.
По-видимому, людей увозили на казнь за город (в то время это был пригород Улан-Батора) среди сопок в стороне от жилья, где можно было незаметно для посторонних глаз проводить убийства и погребения. Их привозили с их пожитками, которые после казни зарывали вместе с трупами.
Личные предметы на месте казней (фото в Мемориальном музее жертв политических репрессий, г. Улан-Батор).
Фрагмент одежды казненного монаха (фото в Мемориальном музее жертв политических репрессий, г. Улан-Батор).
Религиозные предметы и чашки казненных. Мемориальный музей жертв политических репрессий, г. Улан-Батор (фото: С.Л. Кузьмин).
После того, как кости были выкопаны, монахи провели необходимые ритуалы. Для дальнейшего изучения и хранения 130 черепов, часть костей и некоторые вещи передали в Музей репрессий, три государственных учреждения и монастырь Улзий-Бадрулагч. Все остальные кости кремировали, из них изготовили ца-ца (религиозные статуэтки в форме ступы), и заложили в субурган (ступу) высотой 9 м, который построили на Хамбын-обо.
Мемориал на Хамбын-обо (фото: С.Л. Кузьмин).
Последний раз редактировалось Вик С.; 27.11.2014 в 22:48.
Наверное, надо уже что-нибудь позитивное вспомнить, развеять грустную атмосфЭру, возникшую после описания исторических шагов монгольского общества при переходе от феодализма к социализму. Не может быть, чтобы мы не обнаружили в большом городе возможности отдохнуть, где-нибудь посидеть, поговорить "за жизнь", пусть не во всём нам понятную, но всё равно интересную. Итак, подберём какой-нибудь незамусоленный заголовок и начнём наш рассказ ...
Монголия - страна контрастов ...
До сих пор наши воспоминания о Монголии прерываются вздохом - эх, отложить бы все дела и хоть на некоторое время вернуться в те места, где ещё живёт наша память ...
Только не надо так сильно спешить, пусть она себе там живёт. Может быть после того, что я вам расскажу, вы уже удовлетворите свою ностальгию и не захотите никуда ехать. Ведь может так случиться, что те тяготы и излишества, которые вы легко переносили и двадцать, и тридцать, и ... много лет назад, сегодня уже сильно повлияют на организм, а где взять здоровье из еле оставшихся дней - скажет кто-то и будет таки да прав.
Прошло немало времени, страна изменилась, как лицо когда-то любимой женщины, ставшее за долгое время, если сказать помягче, немного более мужественным ...
Сегодня очень легко сравнивать столицу Монголии с городами России или Украины - те же дороги, те же дома, такие же престижные и даже - шикарные машины, те же "пробки" на дорогах.
И номер "крутой" ...
Некоторые даже имеют по несколько машин, правда - на номерах экономят ...
Много машин ... Много машин на улицах города, подающих сигналы по поводу и без, "подрезающих" друг друга, игнорирующих светофоры, правостороннее движение и пешеходов с кошёлками ...
Последний раз редактировалось Вик С.; 29.11.2014 в 15:19.
Всё-таки, сказывается отсутствие переходной стадии - капитализма, если шагаешь из феодализма сразу в социализм, как это сделала Монголия в 1921 году. Нельзя осознать, что человек человеку - друг, товарищ и брат (или сестра), если не ощутил, что при капитализме - и волк, немножечко тоже. Вот потому сегодня так заметны признаки этой промежуточной стадии. Современные здания фирм и банков, торговых комплексов и шикарных коттеджей соседствуют с юрточными посёлками, причём это соседство настолько близкое, что кажется - их жители дружат домами. В Одессе это безобидное словосочетание означает, что вы имеете ходить к нам на именины, а мы к вам - на похороны, не думаю, что такие словесные изыски знакомы жителям столицы Монголии, их объединяет другое ... Как говорили одно время в той же Одессе - мы с тобой соседи, в одну машину мусор выбрасываем...