Эти фотографии очень удачно вписались в суховатый рассказ об интереснейшем оружии монгольских воинов. Вдруг мы с Вами, Альфредыч, несмотря на данное друг другу обещание - не ехать в Монголию - передумаем и воскликнув: - ой, сколько той жизни, особенно той! - захотим попробовать и сутэй цай, и хорхог, и бодог ... Зато после этого, взяв в руки лук и стрелы, мы таки будем знать - куда это сделать ...
На сегодняшний момент, самым распространённым способом является, так называемый (с лёгкой руки всё того же Эдварда Морса), "Mediterranean Release" ("Средиземноморский хват").
Здесь тетива тянется двумя или тремя пальцами, при этом большой и указательный в процессе не участвуют а стрела, если она не в состоянии самостоятельно держаться на тетиве, только слегка зажимается указательным и средним пальцем.
На сегодняшний день так стреляют все спортсмены на олимпийских играх. Кстати, благодарить за это надо знаменитых английских лучников, так как они стреляли именно так, и в отличие от других европейцев сохранили свое искусство стрельбы до наших дней. Именно напрямую от английских традиционных турниров ведёт свою историю современная олимпийская стрельба из лука.
Способ этот довольно точный и удобный, при его использовании тетива слегка закручивается вправо (у правши). Поэтому стрела проходит слева от лука.
Кстати, есть ещё один вид такого хвата, где все три пальца располагаются на тетиве ниже стрелы. При этом хвостовик стрелы оказывается ближе к правому глазу, что облегчает прицеливание по стреле. Такой способ называется "Индейским" или "Апачи". Недостаток здесь в том, что стрела должна самостоятельно фиксироваться на тетиве, без поддержки пальцев. Такой способ в основном используют стрелки из "голого лука".
Но надо сказать, что Средиземноморский хват далеко не всегда был самым популярным. На протяжении долгого времени на территории Азии стреляли совсем по другому.
Этот способ стрельбы "Большим пальцем" - Эдвард Морс назвал его "Монгольским", хотя монголы не первые и не последние кто так стрелял.
Здесь тетива тянется большим пальцем, а указательный (иногда средний) палец зажимает большой "в замок".
Стрела при этом располагаться слева от лука, для того, чтобы компенсировать подкручивание тетивы влево. Кроме того, стрела прижимается основанием указательного пальца к луку, что не дает ей соскочить, даже если стрелок наклонит лук горизонтально вправо.
Достоинствам такого способа является лучшая чистота выпуска, так как количество точек захвата тетивы уменьшено до одной. Кроме того, надёжная фиксация стрелы на луке, позволяет стрелять при сильной тряске. (К примеру на скаку).
Для того чтобы тетива не натирала палец, используются либо перчатка, либо специальные кольца, сделанные из кости, рога, бронзы, или из твёрдых пород камня. Вот тут-то и начинаться самое интересное, поскольку от формы кольца, в значительной степени зависит способ их применения. В отдельных случаях кольцо, из предмета защиты пальца превратилось в инструмент натяжения тетивы. Примером таких колец могут служит корейские "Мужские кольца", но это уже материал для отдельной статьи.
Вот примеры Маньчжурского (или китайского) хвата, использующего цилиндрические толстые кольца:
Эта фотография лучше всего иллюстрирует данный способ:
Главное в Маньчжурском хвате, это то, что тетива тянется фактически не подушечкой большого пальца, а гранью кольца.
Вчера представители главного монастыря страны Гандантэгчэнлин г- лама Даваапүрэв и пресс-секретарь монастыря лама Одгарьд, занимавшиеся организацией визита Его Святейшества Далай-ламы XIV в Монголию, на созванной пресс-конференции сообщили, что Далай-ламу будут встречать 18 ноября вечером, в 20:30 в аэропору "Чингис-хан".
Но из-за погодных условий он вылетел раньше и ровно 16:00 приземлился в аэропорту столицы Монголии. Его встречали ламы главного монастыря страны Гандантэгчэнлинг и других монастырей, а также представители монгольской прессы.
Тем не менее, Санждорж Зандан, настоятель монастыря Их Хүрээ, конкурирующего с Гандантэгчинлингом, расценил визит Его Святейшества Далай-ламы XIV, как вмешательство во внутренние дела Монголии и заявил, что Далай-лама планировал назвать нового главу монгольского буддизма. Даваапүрэв отрицает это, утверждая, что Далай-лама принимать участие в этой церемонии не планировал.
Лидеры тибетского буддизма признаются в результате церемонии определения перерожденцев и являются реинкарнацией своих предшественников. Их назначения могут быть основными источниками противоречий.
Несколько фотографий жилища зажиточного скотовода может быть недостаточно говорят нам, городским жителям о его богатстве. Скорее всего для монгола не важно наличие удобств в самом гэре - солнечными панелями, спутниковой тарелкой и крутым японским внедорожником сейчас мало кого удивишь. Богатство - это скот, пастбища, табуны лошадей, но познакомиться поближе, пощупать глазами незнакомые вещи - всегда интересно ...
Традиционное жилище кочевника – мобильная лёгкая разборная юрта. Войлочная юрта – гэр, с давних пор служила жилищем кочевых народов. Юрта имеет деревянный остов, сборка которого производится без применения металла. На него снаружи накладывается, иногда в два слоя, войлочная кошма, поверх которой наматывается ткань, защищающая войлок от дождя и снега. Ткань юрты богато украшалась вышивками и аппликациями. Особо ярким и отчетливым узором аппликации украшалась войлочная занавеска входа. Орнамент символизировал счастье, долголетие.
В нынешнем виде юрта существовала еще в VI в. у тюркских кочевников. Дверь всегда обращена к югу, противоположная входу почётная часть юрты находилась на севере. Эта особенность установки юрты, одинаково сориентированной в пространстве после перекочёвок, позволяла кочевникам точно определять время. Солнечный луч, попадая в гэр через верхнее отверстие в юрте, скользя по решеткам стены, в течение светового дня проходил по периметру внутренней стенки юрты. По месту нахождения солнечного луча в юрте весь световой день от восхода до заката солнца делился на 29 временных периодов, соответствующих вертикальным жердям каркаса юрты. Для простоты фиксации времени иногда использовались выражения: "когда солнце показалось на кровати", "солнце осветило пол юрты" и т.д. Например, ровно в полдень дневной свет падает на самый центр северной части юрты.
В центре юрты устанавливается печь. Очаг – символ обжитого дома, место обитания хозяйки огня.
До сегодняшнего дня сохранились обычаи и существуют определенные правила при посещении монгольских юрт. У монголов не принято сразу без спроса хозяев входить в юрту. Не рекомендуется вплотную подъезжать к юрте на автомобиле. Следует остановиться поодаль и громко попросить убрать собак. Тем самым гость, сообщает о своем желании приблизиться к юрте. Порог юрты считается символом благосостояния и спокойствия семьи. Разговаривать через порог не принято. При входе нельзя наступать на порог юрты, садиться на него, это запрещено обычаем и считается невежливым по отношению к хозяину. В старые времена гость, наступивший умышленно на порог, считался врагом, объявляющим о своих злых намерениях хозяину. За нарушение этих правил в XIII в. гостя могли казнить. Обычно монголы сначала в дверь просовывают голову, а затем переступают порог, не наступая на него. Оружие и поклажу, в знак своих добрых намерений, надо обязательно оставить снаружи. Гость обязан вынуть из ножен нож и оставить его за пределами юрты. Нельзя входить в юрту с какой-либо ношей. Считается, что человек, сделавший это, имеет дурные наклонности вора, грабителя.
Нельзя садиться самовольно без приглашения на северной почётной стороне. Восточная половина (при входе - справа от двери, вход юрты всегда обращён на юг,) считается женской, левая мужской. В мужской половине юрты хранится скотоводческий и охотничий инвентарь, на женской половине – хозяйственная утварь. Это разделение сохраняется и сейчас. Нельзя входить в юрту тихо, неслышно. Нужно обязательно подать голос. Таким образом, гость дает понять хозяевам, что не имеет никаких дурных намерений. Гость не здоровается через порог, обмениваются приветствиями, только войдя в юрту или перед юртой. Обычно перед длинным разговором принято обмениваться с хозяевами табакерками с нюхательным табаком и понюхать табак друг у друга. Нельзя заходить в юрту с пустой посудой и землеройными орудиями. Вносимая в юрту гостем пустая посуда, по монгольским приметам угрожает потерей счастья, лопата или другое землеройное орудие – к покойнику ...
В юрту, где рожает женщина, нельзя входить постороннему; нельзя выносить и отдавать кому-либо огонь очага и молоко, чтобы с ним не ушло счастье; нельзя свистеть – это сигнал, созывающий злых духов.
Со времен монгольского государства известны юрты, устанавливаемые на телегах и предназначенные для перекочёвок без разборки юрты. По свидетельству Гильом де Рубрука перемещались такие большие повозки чрезвычайно медленно: "ровным шагом, так медленно, как ходит ягнёнок или бык". Обнаруженные при раскопках Каракорума огромные железные втулки к осям телег дают представления о размере телег для перевозки юрт. По реконструкции ученых, расстояние между колёсами такой повозки составляло более шести метров, и везти её могли 22 быка.
Гильом де Рубрук сообщает, что "у Бату 26 жен, у каждой из которых имеется по большому дому на колёсах, не считая других маленьких повозок, которые они ставят сзади большого, они служат как бы комнатами, в которых живут девушки, и к каждому из этих домов примыкает по 200 повозок".
Как правило, перед питьем спиртного чуть-чуть капают на стол из рюмки или одним пальцем, обычно безымянным, слегка прикасаются к спиртному и брызгают в стороны и вверх.
Гильом де Рубрук так описывает этот обычай: "Всякий раз, как монголы соберутся для питья, надлежит сперва покропить на четыре стороны света: кропить трижды на юг, преклоняя каждый раз колена, и это делается для выражения почтения к огню; после того повторяют то же, обратясь на восток, в знак выражения почтения к воздуху; после того обращаются на запад для выражения почтения к воде; на север кропят в память умерших".
Прежде чем пить, надлежит капнуть духу – хозяину местности, для этого "монгол выливает на землю соответствующую часть. Если он пьёт, сидя на лошади, то до питья делает излияние ей на шею или на гриву".